Садовый бонсай. Теория и практика.

все о дизайне сада
Ответить
beomaster
СадоВед
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:58
Дача: МО, Горьковка, 36км

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

beomaster » 20 ноя 2010, 09:51

1. Встреча бонсай-клуба сентябрь 2010
http://ifolder.ru/20366665

2. Андрей Дарусенков о выборе контейнера для бонсай
http://ifolder.ru/20366677

3. Пересадка фикуса
http://ifolder.ru/20366692

4. Туя вересковидная
http://ifolder.ru/20366699

5. Замечательный фильм про мастера Шинджи Судзуки
http://ifolder.ru/20366983
beomaster
СадоВед
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:58
Дача: МО, Горьковка, 36км

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

beomaster » 20 ноя 2010, 10:38

Лекция о формировании хвойных на встрече бонсай-клуба
http://ifolder.ru/20367250
Аватара пользователя
Tecca
в Клубе
Сообщения: 1333
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 16:34
Дача: 52 км. Минского ш.
Откуда: Москва
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 751 раз

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Tecca » 20 ноя 2010, 16:10

Возвращаясь к теме использования плодовых растений в качестве ниваки. Возьмем к примеру калину. Дерево прекрасно реагирует на стрижку, легко поддается формовке. Из своего опыта скажу что мне легче с ней работать путем обрезки. Обычно я оставляю на каждом молодом приросте весной 1 (редко 2) пары листьев. Из междоузлий пойдут молодые побеги (по 2 на обрезанном побеге). Поскольку сама калина дает молодые приросты от 20 до 50 см., иожно легко сформировать «ярусное» деревце. Чтобы увидеть цветение, обрезку провожу после того как выдвинутся цветочные кисти) можно часть побегов «пропустить» тогда цветение и плодоношение будет более обильным. Но на след. год надо будет их обязательно обрезать. Также у меня например деревце видно со всех сторон, поэтому (в таком случае) надо смотреть чтобы его вид с любой стороны, был во-первых –разным, во-вторых «законченным».
Вот например мое деревце (веду его не в «чистом» виде ниваки) ему 12 лет - высота около 2 -2,2 м. Я веду его в виде неправильного прямостоящего стиля с каскадным расположением кроны, где одна часть кроны(каскад) плавно «перетекает» в другую.
Изображение Изображение
Изображение
В этом году часть старых ветвей радикально проредила, поскольку крона явно загущена, так что процесс продолжается.
Аватара пользователя
Дюймовочка
в Клубе
Сообщения: 7453
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 00:53
Дача: г.Александров Владимирская обл.
Откуда: Москва, Медведково
Благодарил (а): 10072 раза
Поблагодарили: 10723 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Дюймовочка » 20 ноя 2010, 17:34

Фу-у-у-х, наконец-то просмотрела всю! тему на нормальном компьютере! Спасибо всем большое за ссылки и отдельное спасибо за собственные видео и фотографии Ольге (Арлекино) и Марине (Тэсса) :72:
У меня есть фотографии кадочных стриженых растений, сделанных мною в ГринЛайне и на Северном Садоводе. Вот можно ли их сюда вывесить?
Аватара пользователя
светка
в Клубе
Сообщения: 1894
Зарегистрирован: 29 июл 2007, 17:42
Дача: Карельский перешеек
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 4 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

светка » 20 ноя 2010, 21:15

Дюймовочка писал(а):И от меня спасибище :72: огромное!!!
А у меня вот такой дуб растёт. Два года назад мне помог СК (Сергей Кондратенко). Из 4-х метрового дуба сделали двухметровую заготовку (для ниваки... :020: ). Дуб пережил в урезаном виде две зимы. После листопада я подрезала и высоту и в длину все ветви, вырезала лишнее (как мне показалось :lol: ). Нужны дальнейшие рекомендации-указания-подсказки :oops:
Наташ! Как вовремя! У меня тоже есть дуб метра 4. Что, его прямо вот так можно спилить наполовину? :o Давно хочу это сделать, но боялась дуб загубить. Как он перенёс такую кардинальную "обрезку"?

Начиталась, вдохновилась, и подстригла вчера все елки и елочки, калину, иву, клён. Сосны оставила до весны. Пока не понимаю, что с ними можно сделать. :oops:
beomaster
СадоВед
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:58
Дача: МО, Горьковка, 36км

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

beomaster » 20 ноя 2010, 21:18

Чего-ж вы под зиму-то обрезаете?
Аватара пользователя
Tecca
в Клубе
Сообщения: 1333
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 16:34
Дача: 52 км. Минского ш.
Откуда: Москва
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 751 раз

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Tecca » 20 ноя 2010, 22:10

beomaster
Чего-ж вы под зиму-то обрезаете?
Думаю оттого, что сейчас лучше видно что и где резать, растения в состоянии покоя и главное - по весне всем, всегда некогда, времени хронически не хватает на все, да кроме того, многие на дачу выбираются, только в мае, когда растения уже в рост пошли. :020:
Эльза писал(а):beomaster,
А вот интересно... хоть это не имеет отношения к нашей теме, но Вы же - как я поняла - сад любите? то есть - он ддля Вас жизненное пространство, так?
(вкрадчиво)
А вот на Вебе показывали фотокарточки японского сада... и вопрос стоял о принципах расширения (визуального расширения) пространства.
И японцы на этдело большие искусники.
Мы же можем немножко и о принципах построения этого самого японского сада... поговорить... ну хоть самую малость...
Если Вы подумаете, что это серьёзное отклонение от темы - обязуюсь молчать как рыба. :37:
И не задавать вопросов не по существу.
Эльза - душа моя. про японский не скажу, мне китайский ближе. А вот об ем могу кой-чего порассказать. Может что-кому и пригодится.
Итак, немного о китайских садах.
По китайской традиции, в саду должны быть три элемента: вода, скала, дерево. Опустим пока воду и скалы.
Все элементы китайской садовой композиции находятся в рамках пространства, внутри которого последовательно раскрываются частные виды и перспективы. Отличительной особенностью растительных композиций традиционного китайского сада считается создание большого количества отдельно расположенных замкнутых пространств. С одной точки должна быть видна только часть сада, а часть обязательно скрыта и «видимая» часть «уходит»- продолжается в этой скрытой от зрителя части сада. Сад не должен открывать свои тайны с порога, поэтому для сокрытия сада от взглядов посетителей при входе строились возвышения или даже стены, помогавшие скрыть сад и сохранить его загадку для дальнейшего, шаг за шагом, знакомства с ним. Такой путь должен был привести посетителей в скрытые уголки сада, позволяя гостям лишь мельком взглянуть на окружающее пространство. Со всех сторон сад окружен стеной (забором) и организован по принципу "зеленых комнат": сад - продолжение дома. Секрет композиции сада - это серия постепенно открывающихся видов. Из каждого окна и стенного проема овальной, круглой или прямоугольной формы открываются новые виды - "садовые картины": растения на фоне белой стены, водная гладь, отражающая небо и прибрежные растения, садовые постройки. Выйдя из дома, вы оказываетесь на плавно извивающейся дорожке. Она тоже поведет вас от одного вида к другому. Для разграничения зон в китайском саде обычно используются сложенные из камня стены и другие подобные элементы, а также «ширмы» из растений. Как правило, внешние стены сада довольно высоки и выполняются из светлого камня. Благодаря этому она представляет эффектный фон для растений, кроме того, светлые тона делают сами стены более лёгкими. Внутренние стены сада более низкие и имеют большое число проёмов, основная функция которых – направлять взгляд зрителя, указывать ту точку обзора, с которой наиболее полно открывается красота очередного уголка сада.
Очень популярно использование в таких садах игры контрастов. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья — оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ в Китае).
Аватара пользователя
Tecca
в Клубе
Сообщения: 1333
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 16:34
Дача: 52 км. Минского ш.
Откуда: Москва
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 751 раз

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Tecca » 20 ноя 2010, 22:11

Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились с тех древних времен до наших дней.
Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, так будто он не был создан руками человека, но самой Природой.
Второй принцип – сад понимался как некий мир в миниатюре, самодостаточная микровселенная превалируют здесь над строгими геометрическими формами и предсказуемостью.
Третий, последний принцип – ощущение завершенности такого микромира достигалось путем особых приемов: многоплановая перспектива создавала иллюзию пространства, обязательные различия элементов обнаруживали бесконечное множество образов.
Особым образом в китайском саду используется эффект перспективы. Это достигается за счет игры пропорциями и зрительными иллюзиями. Очень часто в садах прокладывались изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты с тем, чтобы гуляющие по саду гости должны были сделать больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую. При невозможности оценить истинные размеры сада у посетителя возникало ощущение неограниченного пространства и бесконечного числа неизведанных еще мест, оставляющих шанс приходить в сад снова и снова.
Эффект перехода достигался и путем миниатюризации. Тут нам как-раз и поможет ниваки.
Использовалась техника «заимствованной перспективы», когда внешние элементы включались в общий дизайн сада. Даже небо вписывалось в ландшафт, отражаясь в поверхности обязательного для китайских садов водоема. Ни один сад в Китае не есть собственно сад – обычно он состоит из нескольких садов, разделенных стенами, галлереями и даже зданиями, так чтобы предстать перед нами в виде череды контрастных образов. В применении к нашим условиям – это «вписывание» видов на лес, поле, или даже соседский участок, а вернее ту (и только ту) его часть, которая устраивает нас и помогает создать иллюзию пространства – например яблоня или отдельно стоящая группа деревьев на соседнем участке – если вы просто оставите часть участка, скажем без забора – это не даст до конца такого эффекта, а вот если вид будет открываться через свисающие ветви какого-нибудь пендульного растения или лианы, скрывающего от нас верх- где видна крыша или стена дома, бока (аналогично) –то эффект будет совсем другой.
Что касается самой «зеленой» комнаты:
- центр должен быть свободным
-деревья в саду позволяют зрительно разомкнуть границы пространства, замаскировать нежелательные элементы, а также связать различные детали композиции. При этом надо помнить что:
-одинокое дерево ничем не хуже рощи,
- число деревьев должно быть нечетным
- деревья с раскидистыми, горизонтально ориентированными ветвями или деревья с четко выраженными формами (тис, платан) лучше сажать в одиночестве
- «плакучие» деревья и деревья устремленные ввысь не следует сажать рядом с раскидистыми
-растения с различными периодами цветения (или эффектной частью - листвой, стволом, ветвями) располагаются ярусами

-Растения (цветы) одинаковой окраски располагаются в соседних «рядах»
- смена времен года, должна вызывать ощущение «попадания» в разное место. Это достигается, тем что в разное время акцент делается на разных частях (например весной- цветение рододендрона, летом яркая листва барбариса, осенью –ажурная и насыщенная листва клена, зимой хвойные или стволы деревьев)
Аватара пользователя
Дюймовочка
в Клубе
Сообщения: 7453
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 00:53
Дача: г.Александров Владимирская обл.
Откуда: Москва, Медведково
Благодарил (а): 10072 раза
Поблагодарили: 10723 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Дюймовочка » 20 ноя 2010, 22:34

В зиму? А не из принципиальных соображений - просто так время позволяет :). Весной - некогда... Опять же... Вот мне ( :oops: ) думается, что дерево в это время уже уснуло, абсолютно все процессы - в спящем состоянии, к зиме оно уже подготовилось; спил успевает за неделю-две подсохнуть, потом я его Раннетом замазываю. А по весне - сок течёт даже у поздно просыпающихся деревьев, больше риск подхватить грибную дрянь. Я и яблони в зиму резала - ничего страшного не происходило. Совет - если обрезать в зиму (ну, если уж приспичило) - оставлять пенёк (чтоб именно в него морозы били :21: ) с тем, чтобы потом его спилить на нужную высоту - мне это тоже не подходит, т.к. я могу в весенней гонке и забыть про это, а летом, в подходящее время, в крону уже не влезешь. А перед зимой - листьев нет, ничего не мешает :) Всё это только моё ИМХО :37:
Свет, на самом деле, дуб был уже метров 5. Я, как смогла, обрезала его на метр, убрав самую верхушку. Как Beomaster и написал - сфотографировала дуб без листьев со всех сторон (даже не с четырёх :wink: ) - я его по кругу обошла :lol: И по фотографии мне подсказали, что делать. Всё очень ясно - за что огромная благодарность Сергею ещё раз :72: Я, с помощью фотошопа, убрала эти ветви у дуба, получила подтверждение и спилила...реально.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Дюймовочка
в Клубе
Сообщения: 7453
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 00:53
Дача: г.Александров Владимирская обл.
Откуда: Москва, Медведково
Благодарил (а): 10072 раза
Поблагодарили: 10723 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Дюймовочка » 20 ноя 2010, 22:41

Пилили весной, в марте, как только появилась возможность подойти к дубу.
весна обрезка.jpg
А эти два года обрезала под зиму :oops:
Немного не точно сказала - высота ствола два метра, сам дуб получается под три метра, мне надо бы его ещё понизить - верхушку резать высоковато (Дюймовочка же ...)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Tecca
в Клубе
Сообщения: 1333
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 16:34
Дача: 52 км. Минского ш.
Откуда: Москва
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 751 раз

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Tecca » 20 ноя 2010, 22:52

По поводу искажения перспективы:
Наш зрительный аппарат устроен так, что по мере удаления ровные равные по высоте предметы кажутся нам уменьшающимися. Параллельные линии, уходящие вдаль, мы видим сходящимися в одной точке. Кажущееся уменьшение масштабов и сближение линий мы воспринимаем как результат удаления объектов от наблюдателя. Поэтому, чтобы создать иллюзию большего пространства и чтобы сад казался длиннее, сужайте дорожку к его дальнему концу и уменьшайте высоту высаженных вдоль нее деревьев. Подчеркните натуральную перспективу рядами одинаковых элементов.
По угасанию красок, исчезновению деталей мы судим о расстояниях. Это - есть явление воздушной перспективы. Иллюзорно удлините клумбу, посадив на переднем плане виды с яркими цветками и листьями – например вариегатные формы или белоцветущие (подчеркните их колорит темным фоном), а на заднем - бледные по окраске растения (но темные по цвету).
Замутненность воздушного слоя, в туман, в дождь или снегопад, подчеркивает иллюзию пространства, уходящего в глубь сада. Дымка, которая смягчает тона и краски, скрадывает детали очертания. По мере удаления от наблюдателя этот эффект усиливается, и легкость, воздушность заднего плана служит отличным фоном, на котором четко вырисовываются предметы, расположенные ближе. Перемещение зон резкости в глубину ясно указывает на разноудаленность объектов и подчеркивает трехмерность пространства. Этого же эффекта можно добиться построением композиций, в которых одни объекты перекрывают другие и тем самым указывают, что ближе, а что дальше от наблюдателя.

Перегородки Чтобы вытянутый сад казался шире, возведите поперек него несплошные барьеры из трельяжей или кустистых растений.
Отсеки Разделите сад на ряд купе, оформленных в своем стиле. Поскольку в этом случае весь участок не виден из одной точки, он кажется более обширным.
Живые изгороди Поиграйте с перспективой в коротком саду, огороженном живой изгородью. Делайте ее ниже по мере приближения к дальнему концу участка. Это создаст зрительную иллюзию: сад будет казаться длиннее.
Укромные места Устройте вдоль ограды зеленые альковы или беседки. Усложнив дизайн, это придаст саду загадочность, а в результате зрительно увеличит его площадь.
Обманчивая форма
Маленький садик выглядит вместительнее, если на переднем плане посадить броские растения с раскидистыми листьями. Однако при этом надо учитывать, что броские растения в разных частях клумбы зрительно делают ее меньше.
Цвета:
Пастельные тона Бледно окрашенные формы на заднем плане иллюзорно увеличивают расстояние до них.
Серые тона Клумба кажется больше, если на ней много форм с серой листвой.
Теплые тона Оранжевые, желтые цветки кажутся ближе к наблюдателю, а сад выглядит компактнее.
Глянцевая листва Ее блеск, например у аканта, живучки, магонии, оживит скучноватый уголок сада.
Стратегическая посадка Броские растения в разных частях клумбы зрительно делают ее меньше.
Аватара пользователя
светка
в Клубе
Сообщения: 1894
Зарегистрирован: 29 июл 2007, 17:42
Дача: Карельский перешеек
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 4 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

светка » 20 ноя 2010, 22:59

beomaster писал(а):Чего-ж вы под зиму-то обрезаете?
Нельзя было? :o Про елки я читала, что можно в любое время. Две елки уже года два стригу зимой,- времени больше, пушистенькие такие стали. Это ели обыкновенные. Просто много разбросано их по участку, и все жиденькие ! :020:
Калина тоже обыкновенная, из леса принесённая. Но калину и клён я только чуть-чуть. :oops: А вот иву как-то увлеклась, сильно обпилила. Когда-то посадила её сдуру посреди огорода, который всего-то две грядки. :( А она в этом году так рванула! :o Ну ладно, если загнётся,- не сильно расстроюсь. Всё равно её уже не пересадить.

О, пока писала, да по телефону говорила, девчата уже за меня ответили. Сейчас, когда уже ходишь по саду и делать нечего, вот и развлечения себе такие находишь.

Наташ, а вот эти ветки, которые внизу, они были, я так понимаю?
Просто у моего никаких веток внизу. "Пальма" такая стройная, что б его...! Ветвится начинает метров с трёх. Потому и боялась оставлять столб один. :020:
Аватара пользователя
Дюймовочка
в Клубе
Сообщения: 7453
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 00:53
Дача: г.Александров Владимирская обл.
Откуда: Москва, Медведково
Благодарил (а): 10072 раза
Поблагодарили: 10723 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

Дюймовочка » 20 ноя 2010, 23:08

Свет, все ветви от ствола идущие, были. От ствола нового ничего не наросло, кроме волчков на замену верхушки.
А о сроках обрезки - клены - так очень плачут по весне, и дальневосточные все тоже...
У меня ещё лиственница растёт, неразумно посаженая под проводами. Вынуждена её стричь "шариком на палке" - так жалко резать её по ласковым салатовым ёжикам, сил нет... А осенью - и ничего вроде :wink:
Аватара пользователя
рыба
в Клубе
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 08 июл 2009, 20:29
Дача: киевская обл город васильков
Поблагодарили: 3 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

рыба » 20 ноя 2010, 23:18

тесса, дружище - спасибо огромное. такие структурированные информашки :29:
и их сколько раз не читай, всегда будет что-то новое
Аватара пользователя
светка
в Клубе
Сообщения: 1894
Зарегистрирован: 29 июл 2007, 17:42
Дача: Карельский перешеек
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 4 раза

Re: Садовый бонсай. Теория и практика.

светка » 20 ноя 2010, 23:24

Дюймовочка писал(а):Свет, все ветви от ствола идущие, были. От ствола нового ничего не наросло, кроме волчков на замену верхушки.
Да, вот тут надо задуматься... :( Не хочется иметь дубовый столб вместо ветвистого дубика.
Кто чего подскажет? У кого ещё есть опыт? Пустит ли мой дуб ветки из обрезанного ствола? :?
Ответить