Мичуринка » 24 дек 2020, 16:40
По просьбе Нины по той же ссылке, выделено мной:
Вопрос:...У меня один вопрос, который, конечно, все задают. Вы как специалист, который все это видит, верите, что вакцинация поможет все это остановить?
Сергей Царенко (ответ): Я не то что верю, я пытаюсь на каждом углу говорить об этом. Я вчера читал лекцию сотрудникам одного крупного металлургического комбината. Треть этой лекции я посвятил объяснению, почему хороша российская вакцина «Спутник V» и почему плоха идея чего-то ждать другого и рисковать собой как потенциальным пациентом в красной зоне лицом вниз. Мне показалось, что аудиторию я убедил где-то на 70%.
Вопрос: Я сам привит, давно поверил, никого не убеждаю. Но я слышал от знакомых, они разговаривали с врачами, со стоматологом — в низовом звене, с кем они общаются, — и я вижу, что низовые врачи очень скептически относятся к вакцине. Я даже понимаю почему — потому что по догме вакцина не должна появиться за полгода. Они все это проходили, как это должно быть, а это должно быть долго.
Сергей Царенко (ответ): Нет-нет, это неправда. Посмотрите, если мы коротко о вакцинах, до недавнего времени всегда вакцины были либо живые ослабленные, либо мертвые. Живая ослабленная — нужно было взять некие бактерии или вирус, ослабить его, чтобы он живой заполз в человека во время вакцинации, соответственно, вызывал иммунитет, как вакцина от полиомиелита. Или мертвая вакцина, когда она безопасна, и она вводится человеку, но тоже не любую вакцину. И для того чтобы создать эти вакцины, нужно определенное время действительно. Например, сейчас Институт Чумакова делает ослабленную. Ему очень много времени пришлось потратить, это уважаемое учреждение, просто технология длинная. Почему сейчас быстро появилась вакцина? Сейчас иные платформенные решения.
Вопрос: Мы рассказывали про все это. Я говорю про то, что врачи в низовом звене…
Сергей Царенко (ответ): Они же не понимают.
Вопрос: Они сами, кстати, не идут вакцинироваться. Приходя к стоматологу, сейчас человек спросит: а что вы думаете о вакцине? И, мне кажется, в большинстве случаев стоматолог или отоларинголог скажет: «Я сомневаюсь, я бы подождал». И это очень влияет, по-моему, в первую очередь их надо убеждать.
Сергей Царенко (ответ): Это очень печальная история. Я недавно пытался успеть организовать прививку моему любимому стоматологу, он привился, но через неделю заболел. Сейчас я его буду лечить, потому что до этого времени было все время колебание — делать или не делать. Вы действительно правы, но эти вещи, я считаю, непрофессиональны. Если ты стоматолог или реаниматолог и ничего не понимаешь в вакцинации, то не надо говорить, что ты думаешь, потому что пациент тебе автоматически верит. Он к тебе пришел как к классному стоматологу или классному реаниматологу, и потому у него ощущение, что ты знаешь все. А ты знать все не можешь. Почему я знаю про эту вакцину? Потому что мы с Институтом Гамалеи много лет сотрудничали по бактериальным инфекциям, поэтому я в эту тему внедрился, я что-то понял, пытаюсь людям рассказывать. Если бы я ничего не понял, я бы тут не говорил: я думаю, я хочу. Да какая разница, что я думаю, что я хочу. Есть факты, эти факты должны быть должным образом интерпретированы и больному сказаны. И если ты врач, ты несешь большую ответственность за это решение. Ты должен понимать, что если ты что-то рекомендуешь или не рекомендуешь, ты должен иметь основания это делать на основе профессионального опыта.
Вопрос: Они всегда правильно говорят. У них спрашивают люди: а вот вы пойдете сейчас? Они не говорят, что вакцина плохая, говорят: я, пожалуй, подожду. Они не советуют, они говорят о своем решении.
Сергей Царенко (ответ): Ну, что я могу сказать? А я, пожалуй, не подождал бы. Но я переболел. Зато вся моя семья привита.