Да я уж вроде ответила, только сама не найду в какой теме.
По поводу обрезки флорибунд и шрабов - всю обрезку стараюсь проводить весной. Все, что можно пригнуть осенью - пригибаю. То, что не удается (не слушаются - бывает) - обрезаю под величину укрытия. По бОльшей части это многие шрабы Кордеса. С флорибундами - проще. Флорибунды весной обрезаю на разную высоту - только чтобы кустик смотрелся гармонично - часть побегов - покороче, часть - повыше. Побеги с короткой обрезкой первыми выдают побеги второго порядка и они как правило помощнее и короче тех, что идут от высоких побегов. Так вот очень часто я часть этих побегов второго порядка при образовании микроскопического бутончика - прищипываю, либо на них, либо из точки, находящейся ниже них, начинают выдвигаться побеги замещения - это я так регулирую время цветения - называю его пролонгированным. Неприщипнутые побеги зацветают первыми, а в это время начинают образовываться бутоны на новых побегах замещения - так просто кустик цветет дольше. Да и пышнее становится. При полном отсутствии места для пышнотелой мадамочки - просто вырезаю больные, обломаные и делаю длинную формирующую обрезку - куст становится голенастым и проветриваемым, может вырасти выше всех заявленых размеров, но будет сквозистым - проветриваемым.
Шрабы: это самая разношерстная компания. Тут стараюсь длинную обрезку проводить - только формирующую габитус в основном. Некоторые из пряморастущих Остинок в первые пару лет обрезаю практически по средней обрезке - во второй год выше и на побегах второго порядка - так они быстрее пышненькими становятся. Вообще у Остинок, пожалуй, самый гармоничный габитус из всех шрабов - их просто чуть поправлять нужно. А вообще мне кажется, что первые пару лет жизни любого шраба лучше пытаться делать комбинированную обрезку - часть по средней обрезке - часть по длинной и понаблюдать что из этого получится - как они реагируют на данный тип обрезки - покороче/повыше, а уж из результата и выводы делать. Многие из моих первые 2-3 года стоят такими неуклюжими!, но мне становится понятен характер их поведения и понятно как их лучше формировать.
